Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья на тему «Интеграция теории и практики»

Обновлено 20.01.2020 18:03

Автор: Кострова Надежда Ивановна, преподаватель профессионального цикла по профессии "Повар, кондитер"

Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в учебном заведении. Она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.

 Валерий Афанасьев своей книге говорил: - «Теорию от практики отличает лишь опыт. Что есть теория? Опыт, накопленный предыдущими поколениями. Что есть практика? Опыт, который мы приобретаем сами. Не следует пренебрегать ни одним, ни другим. Практика, не подкрепленная теорией, никогда не будет достаточно эффективна, о чем бы ни шла речь. Будь то работа полководца или кузнеца, мастером с большой буквы сможет стать лишь тот, кто усвоил обе эти составляющие». .
В процессе теоретического обучения у студентов формируются общеобразовательные и профессиональные знания и умения и навыки. Производственное обучение создает условия для применения полученных теоретических знаний на практике.
Одним из направлений интеграции работы преподавателя и мастера производственного обучения является создание условий для развития креативных способностей и качеств творческой личности студента, которые нужны ему для будущей профессиональной деятельности. К таким способностям, которые обеспечивают успешное решение сложных профессиональных задач, включая освоение новых видов работ, можно отнести способность критического осмысления производственной ситуации, технологии. Не мене важны способности анализа и синтеза, способности создания системы действия. Другими не менее важными способностями, которые необходимо активно развивать в учебном процессе, являются способности выявления недостатков и достоинств предметов, технологий.
Способы и приемы совместной работы преподавателя и мастера производственного обучения по формирования творческих способностей студентов раскрою на примере опыта работы с мастером производственного обучения. Первое занятие по профессиональному модулю необходимо проводить совместно с мастером производственного обучения в форме интегрированного урока. На данном уроке у студентов формируются представление о предмете, об основных этапах технологического процесса блюд, мучных кондитерских изделий, о формах организации обучения в учебном заведении, о взаимосвязи теории и практики в обучении. Мастера производственного обучения студентам рассказывает о современных технологиях производства, демонстрирует красочные фотографии и иллюстрации. Именно на первом занятии у студентов формируется представление о профессии повар, кондитер как о творческой, интересной деятельности.
В целях обеспечения тесной взаимосвязи теории и практики учебным планом предусмотрены практические занятия, учебные и производственные практики по всем профессиональным модулям. С помощью мастера производственного обучения студенты сравнивают процесс приготовления блюд в условиях учебной литературы и в условиях производства, в небольшом и массовом количестве. На этих занятиях важно использовать производственный опыт студентов и их творческие способности. В группе поваров 25 человек. Для проведения практических занятий группу разделили на пять бригад. Каждая бригада за неделю до занятий получают задание: изучить ассортимент и способы приготовления блюд и изделий, рассчитать количество продуктов на две порции или на один килограмм мучных изделий. При выполнении данного задания они обращаются за помощью к мастеру производственного обучения. Затем, на практических занятиях студенты используют знания, полученные на занятиях. В конце занятия проводим бракераж готовой продукции, т.е. определяем органолептическим методом качество готовых блюд и изделий. Таким образом, происходит обмен опытом между бригадами, работа носит творческий характер. Выполняя подобные задания, студенты учатся критически осмысливать производственные ситуации и используемые технологии, приобретают наблюдательность, навыки сравнения, анализа и обобщения. Эти умения необходимы для формирования способности принимать решение в нестандартной ситуации, творчески решать возникающие проблемы.
Наиболее полно интеграции в работе преподавателя и мастера производственного обучения проявляется в процессе подготовки и выполнения студентами письменной экзаменационной работы. Перед студентами ставится творческая задача – разработать фирменное блюдо и кондитерское изделие, определить продажную цену, расстановка механического и теплового оборудования в цеху. В данной ситуации преподаватель и мастер становятся консультантами по творческим работам студентов. Активное сотрудничество преподавателя и мастера на данном этапе способствует тому, что происходит эффективное закрепление полученных знаний, умений, навыков, максимально раскрываются творческие способности, у студентов появляется уверенность в своих силах.
Совместная работа способствует не только развитию студентов – мы сами можем многому научиться друг у друга.