Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Обновлено 22.11.2020 18:13

Автор: Самоварова Татьяна Витальевна, преподаватель

Статья посвящена описанию интегрированной технологии обучения, применяемой на уроках литературы. Инновационное обучение, в основе которого лежит интеграция педагогических технологий, является эффективным средством повышения качества обученности студентов по предмету. Использование интеграции технологий обучения позволяет оптимизировать учебный процесс, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся.

На сегодняшний день наиболее актуальным является использование современных образовательных технологий на уроках литературы, так как это позволяет решить поставленную государством задачу гуманизации образования, которая заключается в построении такого образовательного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента, направленная на решение как учебных, так и практически значимых задач.

Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий систему форм, методов и средств обучения, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных целей.
В дидактике выделяют три основные группы технологий:
- технология объяснительно-иллюстрированного обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология развивающего обучения.
Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях используется инновационное обучение, основанное на интеграции образовательных технологий.
Под интеграцией педагогических технологий мы понимаем процесс и результат объединения педагогических технологий в определенную целостность, сопровождающийся закреплением связей между ее компонентами [2].
Результатом этого объединения является инновационная педагогическая технология (интегрированная).
Интегрированная технология включает в себя все лучшее из составляющих ее технологий, обеспечивает мотивацию студентов, реализует дифференциацию и индивидуализацию обучения, дает возможность формировать индивидуальные способы обучения и развития студентов. Особенности интегрированной технологии, заключаются в том, что:
- интеграция педагогических технологий является важным условием повышения эффективности и качества педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении;
- проектирование и внедрение управляемых (гибких) интегрированных педагогических технологий позволяет создавать механизмы устойчивого и непрерывного саморегулируемого развития профессиональных образовательных учреждений.
Реализация комплексного подхода к выбору педагогических технологий позволяет полагать, что на одном и том же занятии или блоке занятий могут быть использованы различные технологии. Например, на занятиях можно использовать как технологию личностно-ориентированного обучения, так и технологию компьютерного обучения, и традиционные технологии. Это возможно за счет использования новой технологии – «интегральной», в основе которой лежит целостное единство основных идей составляющих ее технологий» [1].
На уроках литературы можно использовать все вышеперечисленные технологии и интегрировать некоторые их элементы.
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения - это традиционный метод обучения, при котором преподаватель представляет знания в переработанном, «готовом» виде, обучающиеся воспринимают и воспроизводят их, выполняя задания по образцу или готовым инструкциям. Познавательная деятельность студентов носит репродуктивный характер.
Традиционные наглядные пособия могут быть интегрированы с ИКТ для повышения эффективности процесса обучения. Использование мультимедийных презентаций на разных этапах урока позволяет обновить знания обучающихся, проиллюстрировать объяснения преподавателя, а также способствует созданию проблемной ситуации. Для актуализации знаний студентов можно использовать кейс-технологию в виде описания конкретной ситуации, просмотра видеоролика или видеофрагмента. На уроках изучения нового материала можно использовать учебные фильмы, перед просмотром которых следует задать проблемные вопросы.
Основным элементом технологии личностно-ориентированного обучения является создание мотива урока, интереса к нему, желания активно работать. Приоритетными задачами личностно-ориентированных технологий в педагогике являются формирование и развитие интеллекта и речи обучающихся, развитие критического и творческого мышления. Эти технологии включают в себя педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение.
Развивающие технологии обучения помогают студентам не только приобрести конкретные знания и умения, но и освоить способы действий, научиться проектировать и управлять своей учебной деятельностью. Технологии развивающего обучения включают в себя: технологии проблемного обучения, кейс-технологии, технологии критического мышления, технологии проектной деятельности, метод ментальных карт, игровые технологии.
Каждая из технологий требует активного использования ИКТ. Интеграция информационных технологий в образовательный процесс значительно расширяет возможности представления учебной информации. Внедрение новых информационных технологий позволяет интенсифицировать учебный процесс, увеличить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы студентов. Их применение в преподавании литературы способствует совершенствованию практических навыков, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать учебный процесс, повышает интерес к урокам литературы, активизирует познавательную деятельность обучающихся и развивает творческие способности.
Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми для меня на уроках литературы являются следующие:
1. Технология проблемного обучения.
2. Компьютерные технологии (ИКТ).
3. Игровые технологии.
4. Кейс-технологии (кейс-стади).
Эти технологии привлекательны прежде всего тем, что они предметно-личностно-ориентированные, в центре их внимания - студент, его личность, его неповторимый внутренний мир.
Я хочу остановиться на кейс-технологии, которая объединяет различные методы и приемы обучения.
Кейс-технологии (или кейс-стади), с одной стороны, противопоставляются такие виды работы, как повторение за преподавателем, ответы на вопросы преподавателя, пересказ текста, а с другой сочетают в себе такие устоявшиеся методы: метод проектов, ролевая игра, ситуационный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий заключается в анализе реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую задачу, но и актуализирует определенный набор знаний, которые необходимо усвоить при решении этой задачи. В то же время сама проблема не имеет однозначных решений. Являясь интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес студентов к предмету. Использование данной технологии способствует развитию у студентов таких важных для дальнейшей жизни качеств, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно излагать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека.
Сюжетная канва кейса (реальная ситуация для анализа) в рамках предмета может быть из публицистической или художественной литературы. Важной особенностью данной технологии является то, что она позволяет сочетать различные методы и приемы обучения, которые позволяют обучающимся усваивать и закреплять новые знания и формы познания и анализа действительности. Это одна из сторон эффективности кейс-метода в обучении.
Чаще всего я использую кейс-технологию на уроках закрепления и обобщения знаний, умений и навыков. Кейс-технология требует использования ИКТ. Эти уроки интегрируют следующие методы и приемы обучения:
1. Словесные (рассказ, беседа).
2. Наглядные (демонстрация, раздаточный материал, презентация).
3. Практические (работа с литературой, проблемная ситуация).
Таким образом, преимуществом интеграции в обучении является создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, целостно воспринимающей окружающий мир и способной активно действовать в социально-профессиональной сфере.
Система образования реализует и предъявляет все возрастающие требования к личности, а в соответствии с этим и к качеству образования, и к задачам педагога: стремиться к большему повышению качества преподавания урока, качества знаний и связи с другими дисциплинами посредством интегрированного обучения.
Использование новых технологий на занятиях позволяет индивидуализировать и оптимизировать учебный процесс, контролировать деятельность каждого студента, активизировать творческие и познавательные способности студентов, значительно увеличить темп работы. Это приводит к повышению качества успеваемости и поддерживает устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Литература:
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция / В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научных трудов. – Свердловск. инж-пед. ин-т., 1990.
2. Галиахметова А. Т. Комплексный подход к классификации педагогических технологий как основа их интеграции и управления качеством образования в вузе. // Вмире научных открытий. - Красноярск: Науч.-иннов. центр, 2013. - № 5.
3. Гозман Т. М. Интеграция образовательного процесса.- Барнаул, 2006.
Электронные ресурсы:
https://cyberleninka.ru/article/v/integratsiya-pedagogicheskih-tehnologiy-kak-faktor-sovershenstvovaniya-kachestva-obrazovaniya-v-vuze