Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Использование электронных ресурсов по истории при дистанционном обучении

Обновлено 23.09.2021 16:11
Тимкова Ирина Николаевна, преподаватель истории

Сегодня каждый человек является частью информационного пространства. Современный уровень развития компьютерной техники, новый уровень информатизации общества позволяют активно внедрять информационные технологии в образовательный процесс. В 2003 г. был подписан Федеральный Закон, регулирующий применение учебными заведениями дистанционных образовательных технологий. В статье 16 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» прописано как реализовать образовательных программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. На настоящий момент система СДО Moodle в нашем техникуме используется далеко не в полной мере. Моя идея состоит в том, чтобы внедрять систему СДО непосредственно в образовательный процесс. Для создания данного проекта мною был изучен и проанализирован большой объём информационного материала по организации дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании, что позволило выявить актуальную педагогическую проблему – потребность разработки и обоснования способов проектирования системы дистанционного обучения и формирования комплекса условий её функционирования и развития в среднем профессиональном образовании.
В результате мной был разработан педагогический проект на тему «Апробация и внедрение системы СДО Moodle в техникуме», рассчитанный на три учебных года. Задачи проекта:
1.Выявить возможности и ограничения применения дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании.
2. Проанализировать состояние СДО в учебном заведении
2. Разработать единый перечень учебно-методических материалов используемых в СДО и рекомендаций по их применению.
Прогнозируемые результатами проекта:
1. Создание эффективной системы Moodle;
2. Повышение уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов, их информационной культуры;
3. Вовлечение 100 % обучающихся техникума в систему дистанционного обучения.
Использование системы СДО в практической деятельности обучающихся, в аудиторной и внеаудиторной деятельности, направлено на повышение качества образования. Каким же образом можно этого достичь?
Организация использования СДО в учебном процессе подразумевает:
- создание банка образовательных ресурсов (ссылки на сайты, порталы и т.д.)
- внедрение дистанционных электронных тестов
- использование разнообразных учебных материалов (лекции, карты, таблицы, схемы, картины, презентации, фильмы)
В первую очередь, посредством программы студенты могут выполнять задания для самостоятельной работы. Педагог может варьировать эти задания. Например, дать задание просмотреть фильм и ответить на вопросы по нему, отгадать кроссворд или какую-либо головоломку, заполнить схему или таблицу.
Система СДО предоставляет возможность студенты доступ к разнообразным учебным материалам. Может быть создан банк образовательных ресурсов, где будут находиться ссылки на образовательные порталы, энциклопедии, список литературы и пособий по предмету.
В системе дистанционного обучения студенты имеют следующие возможности:
- закрыть задолженность в случае пропуска занятия, лабораторной работы, контрольной работы;
- отработать дистанционно до 70% учебного материала в случае длительной болезни, семейных обстоятельств (молодые мамы, работающие студенты); при этом студенту предлагается как теоретический материал (иллюстрированный видеоурок и текстовая информация), так и отработка его усвоения в интерактивных заданиях и тренажерах.
- сдать в виртуальной лаборатории практические работы по дисциплине
Система СДО позволяет студентам:
1. Свободно распоряжаться своим временем.
В дистанционном обучении учебные и аттестационные материалы, тесты доступны обучающимся в любое время. Студенты самостоятельно выбирают день, время и объем изучаемых материалов.
2. Успешно подниматься по ступеням карьеры.
Студентам, обучающимся по дистанционным программам невольно приходится осваивать новейшие технологии, получая дополнительные навыки и умения, которые значительно повышают образовательный и технический уровень будущих специалистов.
Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично. Проведение дистанционного курса позволяет преподавателю создать себе гибкий график работы, выбрать удобную модель ДО, динамично обновлять курс, изучить ряд педагогических технологий ДО.
Однако при всем позитиве и выгоде ДО следует помнить о другой стороне медали – тех «подводных камнях», которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. Среди минусов ДО стоит отметить ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности. При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога). Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от ка- чества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. От длительной работы с электроприбором наступает быстрое переутомление из-за сухости воздуха и эффекта песка в глазах. Все эти проблемы решаются правильными гим- настиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами.
В заключении можно отметить, что огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения системы ДО в техникуме. В данной работе я рассмотрела ДО с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедилась в важности решения данной проблемы.
Дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Список литературы
1. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. – 398 с.
2. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с. ISBN 978-5-85630-149-5
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
4. Система дистанционного обучения Moodle. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.moodle-npt.org.ru