Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Совершенствование педагогического мастерства

Обновлено 11.10.2013 12:19

Доклад "Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность в условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты".

Подготовила заместитель директора по НМР Данилова Татьяна Витальевна

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до определенного уровня. Есть те, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Настоящий педагог-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма педагога оказывает самообразовательная и методическая деятельность.
Мы с вами учимся всю жизнь, сначала школа, затем вуз. Но и теперь не должны прекращать образование т.к. внедрение ФГОС связано с серьёзными изменениями в жизни общества и обусловлены современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию.
Основные критерии профессионализма педагога давно всем известны. Это знание методики и его усовершенствование, знание психологии воспитанников для организации эффективного взаимодействия, знание преподаваемого предмета и постоянный поиск, самосовершенствование.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

С переходом на ФГОС приоритетной задачей методической работы является помощь педагогам в повышении качества и эффективности образовательного процесса, создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов,.
Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наш техникум, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Возникает необходимость поиска и анализа новой информации для подготовки к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, к мероприятию, олимпиаде и др.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие не только себе, а прежде всего детям. (Дети знают, кто как ведет урок, передаются из поколения в поколение. К одному идут с удовольствием, от другого сбегают).
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят в образовательное учреждение, хотят определить его к сильному педагогу. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению);
  • психологическое (Работать над своим имиджем, уметь сам и учить общению, владеть искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное); Чувство прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки! Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня?
  • историческое; (Должен знать историю своего техникума, республики, страны…)
  • политическое; (Быть в курсе политических событий и беседовать с детьми, просвещать их)
  • информационно-коммуникативные технологии;(электронные презентации уже устарели, педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания по учебной практике ) Что умеем мы??? Как далеко отстали???
  • охрана здоровья; ( Научить детей забоится о своем здоровье -наша забота. Мы должны быть не только учителями, но и врачами.)
  • интересы и хобби. (Педагог, который не имеет никакго интереса – не интресен)

В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер - классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.Все это может реализоваться через различные виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала;
  • программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования педагога отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; как его измерить, диагностировать; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.
Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса и повышения имиджа.

Система работы по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Именно с этой целью было проведено анкетирование. На анализе их результатов мы сейчас и остановимся.

Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью - это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Способность учителя к саморазвитию" (диаграмма 4) актуальное саморазвитие отмечено у 12 % педагогов. У данной категории педагогов преобладают внутренние мотивы, которые возникает из потребностей самого педагога воспитывать, передавать знания другим, поэтому они трудятся с удовольствием, без внешнего давления. А так же положительная внешняя мотивация, к которой относятся: одобрение коллектива, престиж, возможность продвижения по службе, т.е. стимулы, ради которых педагог считает нужным приложить свои усилия. А также позитивное влияние на снижение зависимости способности к саморазвитию у педагогов от внешних факторов может оказать проведение цикла тренинговых занятий "Управление эмоциональным состоянием педагогов". Так же следует чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов педагогов, которые содействуют сплочению коллектива и раскрытию творческого потенциала педагогов, созданию в коллективе творческой атмосферы. Есть необходимость систематически проводить дни психологической разгрузки для педагогов
Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам микроисследований, проведенных, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. К сожалению, в ходе диагностики, выявлено у 70% педагогов способность к самообразованию и саморазвитию ниже среднего. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

  • неудовлетворенность заработной платой (80 %);
  • условия для полноценного досуга, отдыха (60%);
  • условия для продолжения образования, повышения квалификации (50%);
  • условия, которые создает администрация для самообразования и самореализации педагогов (50%);
  • уровень и качество медицинского обслуживания в учреждении (40%);
  • уровень организации методической работы (30%).
  • бытовые условия (20%);
  • наличие необходимой психолого-педагогической, методической литературы (20%); нравственно-психологический климат в коллективе (10%);

Чтобы самообразование стало продуктивным влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление педагога к саморазвитию минимизировать мы не в силах.

Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие педагога.
К этим факторам можно отнести следующие:

  • Интерес к работе;
  • Возрастающая ответственность за результаты труда;
  • Пример коллег;
  • Новизна деятельности;
  • Обучение на курсах;
  • Пример и влияние администрации;
  • Организация методической работы;
  • Возможность получения признания в коллективе.

Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. В техникуме разработать рейтинговую систему оценки деятельности педагогов. В конце года провести оценку результативности профессиональной деятельности всех категорий педагогов . При этом у нас нет такого критерия как "Результативность самообразовательной деятельности". Поэтому есть необходимость внести изменения в оценочные листы, включив в него именно этот критерий "Результативность самообразовательной деятельности".