Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проблемы психологического сопровождения обучащихся

Обновлено 10.03.2012 19:21

Психологическое сопровождение образования – это требование современного общества.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.
В современном представлении понятие «качество образования»  сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
В этой связи, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации учащихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья.

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.
Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.

В условиях начального  профессионального образования Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного  развития учащихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной,  психически здоровой личности, способной к успешной  социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся  также являются:  
•    предупреждение возникновения проблем развития;  
•    помощь  в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;  
•    развитие  социально-психологической   компетентности учащихся, родителей и педагогов;
•    психологическое  обеспечение образовательных программ;  
•    профилактика девиантного поведения.

Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).
В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».
В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».
В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу учеников, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.
Тут же отметим существующее противоречие: учащиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».

В работе психолога по сопровождению учащихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.
В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.
Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам;
А сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.
В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.

Перечислим основные направления работы на примере деятельности психологической службы ПУ №15:
1)  Психологическая  диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся  с целью:  
•    выявления возможных причин возникновения  проблем в процессе обучения;  
•    выявление  учащихся «группы риска»;  
•    определения сильных сторон личности, ее  резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;  
•    определения индивидуального стиля  познавательной деятельности.
2) Психологическое  консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном  процессе психолога и учащегося, в ходе которого оказывается помощь:  
•    в самопознании;  
•    в анализе и решении психологических  проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами  жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;  
•    в формировании новых установок и  принятии собственных решений;   
•    в формировании  мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;  
•    в формировании адекватной самооценки  и адаптации в реальных жизненных условиях.
3) Профилактическая  работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:  
•    профилактика актуальных социальных  проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением  специалистов;  
•    профилактика конфликтов;  
•    профилактика депрессий и суицидов;
4) Методическая работа –  направлена на решение следующих задач:  
•    составление блока  психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;  
•    разработка материалов для учащихся по  проблемам обучения;  
•    подготовка методических материалов  для помощи в проведении кураторских часов в группах;  
•    разработка методических рекомендаций  по вопросам воспитательной работы для преподавателей, кураторов.
5) Психокоррекционная  работа – систематическая работа психолога и социального педагога с учащимися,  имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с учащимися,  отнесенными к категории «группы риска». Она  может осуществляться в форме  индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

В зависимости от курса обучения учащегося задачи сопровождения могут меняться: для первого курса – актуальным является вопрос успешной адаптации в учебном заведении;
для 2-го курса – индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей;
для 3-го – содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.

В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели -  это может быть:
•    Модель сопровождения одаренных учащихся;
•    детей – сирот;
•    детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;
•    детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;
•    Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;
•    Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
•    Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и тп.).

У нас в училище разработана своя модель сопровождения, с учетом сложности контингента, которая направлена на решение проблем адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу и условно распределена  на три этапа:

1. диагностический. На первом этапе происходит сбор общих сведений об учащихся, проводятся комплексные диагностические исследования личности:
•    диагностика акцентуаций характера;
•    определение типа темперамента;
•    диагностика тревожности;
•    социально-метрические измерения;
•    изучение психологического климата в группах;
•    исследование самооценки;
•    изучение направленности личности;
•    определение индивидуального стиля мышления.

2. планирующий. На втором этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами и мастерами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с учащимися. Это позволяет мастерам п/о и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.

3. развивающий. На третьем этапе организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с учащимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов:
•    тренинг общения;
•    тренинг уверенного поведения;
•    тренинг на развитие творческих способностей;
•    релаксационные занятия; коммуникативные игры.
В дальнейшем проводятся повторные исследования, мониторинг развития, который позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.    

Опыт работы, анализ системы сопровождения на базе нашего училища позволили выделить еще несколько проблем, требующих скорейшего решения:
- система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, «педагогическим браком». Принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса тоже не является достаточным;
- психолого-педагогическое сопровождение должно являться не суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а выступать как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения и социализации;
- отмечается недостаточность взаимодействия всех специалистов сопровождения: классных руководителей, общественных воспитателей, мастеров производственного обучения, администрации, медицинских работников, работников правоохранительных органов;
- в процессе организации сопровождения учащегося необходим отбор педагогов, их дополнительная подготовка (помимо профессиональных знаний, крайне важно преобладание альтруистической направленности, гуманизм, готовность к сотрудничеству, толерантность, эмпатия, креативность, навыки рефлексии, восприимчивость к инновациям)
- в современной литературе наиболее разработан компонент комплексного сопровождения развития ребенка в школе, концепций же для начального профессионального образования на сегодняшний день, на мой взгляд, пока еще недостаточно;
- технологии педагогического сопровождения не достаточно проработаны в теории и педагогической практике;
- необходимо обеспечить более активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания, расширить использование в воспитательном процессе методов работы с   ценностно-смысловыми   ориентациями  учащихся;  тренингов личностного роста, общения,    бесконфликтного взаимодействия,  ассертивности,   противостояния негативным социальным влияниям (средств массовой информации, рекламы), групповому давлению и манипуляциям;
- создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки.

Источник: Приложение к письму Минобразования России  от 27 июня 2003 года N 28-51-513/16 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ