Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Здоровый образ жизни в обучении и воспитании

Обновлено 10.03.2012 19:30

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы учебного заведения, включает последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья.

1. Здоровьесберегающая педагогика – получение учащимися образования без ущерба для здоровья. Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся и управлять своим собственным важный критерий оценки здоровьесберегательности используемых преподавателем педагогических технологий.

2. Педагог должен быть грамотен в вопросах  психологии. Актуальная проблема на данный момент – агрессивность подростков. Это стрессы, зависть, потеря ориентиров и т.д. Педагог должен находить оптимальные  пути решения нормализации ситуации, с учетом индивидуального подхода к подростку. Проявление агрессивности на уроках нарушает дисциплину, разрушает эмоциональный климат. Все это имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. У педагога должно быть развито чувство юмора, от него во многом зависит эмоциональный климат урока. Улыбка, искренний смех учащихся на уроке, стоит с позиций здоровьесбережения не менее физкульминутки.

3. Вербальное пространство - речевое поведение всех субъектов образовательного процесса. Преподаватель часто употребляет слово «давайте», которое способствует большому утомлению.
Следующая ситуация вербального пространства - речевая культура учащегося. Среди учащихся возросло употребление слов-паразитов и ненормативной лексики (мата). Человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области психологического здоровья.
Задача учебного заведения - препятствовать развитию этой тенденции, направить свои усилия на формирование речевой культуры.

4. Культорологическое здоровьесберегающее пространство:
Если внеурочная воспитательная работа часто включает занятия сценических студий, секций, музыкально-хоровые кружки, то на уроках такие  формы - исключение. Вместе с тем, определенную часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно использовать такие формы.

5. Экологическое пространство: - вся среда, которая воздействует на учащихся и педагогов.
Один из ее элементов - воздушная среда, поддержание комнатной температуры, регулярное проветривание помещения, оздоровление воздуха в помещении при помощи комнатных растений, но  учитывать и соблюдать 2 обязательных условия:
1). Запах растений не  должен быть очень сильным, отвлекающим;
2). Присутствие растений в учебном помещении  не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.
С помощью комнатных растений удастся восполнить дефицит общения с природой.
Второй элемент экологического пространства – видеоэкология. Однообразное убранство большинства учебных кабинетов, преобладание квадратно-прямоугольных фигур, унылая цветовая гамма являются факторами негативного влияния на психику учащихся, редко можно встретить рисунки, картины.

6. Эмоционально-поведенческое пространство.
Основные характеристики:
-уровень коммуникативной культуры уч-ся и педагогов;
-эмоционально-психологический климат в УЗ в целом и в каждой группе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе ОУ.
-стиль поведения учащегося и преподавателя на уроках;
-формы и характер поведения учащихся на переменах:
-забота уч-ся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения, т.е. признак интеллигентности и т.д.

Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса

1. Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса.
Администрации учебного заведения, педагогам, использующим здоровьесберегающие образовательные технологии, необходимо обращать  внимание на следующие факторы:


-Действие звуковых раздражителей (сигналы автомобильного транспорта, работа люминесцентных ламп и т.д.)
Для устранения раздражающих посторонних звуков необходимо создание спокойной звуковой обстановки.

Воздушно-тепловой режим.
Важно соблюдать следующие условия:
-температура  воздуха в учебных  помещениях должна поддерживаться в пределах 18-21 градуса, во вне учебное время - не ниже 15градусов С.
-относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.До начала занятий и после окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

Естественное и искусственное освещение.
-Все учебные помещения ОУ должны иметь естественное боковое левостороннее освещение. Недопустимо направление светового потока спереди и сзади. Для создания светового комфорта необходимо:
-оборудовать оконные проемы в учебных помещениях регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели).
-создать матовую фактуру поверхностей и т.д.

Цветовая гамма интерьера.
Для создания благоприятной окружающей обстановки психологи, специалисты по воздействию цвета советуют использовать для учебных помещений матовую поверхность
Светлых тонов: желтого, бежевого, розового, зеленого и  голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого.

Рациональное питание учащихся - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.
Отдельной проблемой является качество используемой питьевой воды. Задача руководства: решить проблему питьевой воды - добиться ее качественной очистки.

2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения учащихся, сохранения их здоровья.
Показателями рациональной организации учебного процесса является:
- рациональное расписание учебных занятий;
- двигательная активность учащихся (ежедневная утренняя гимнастика).
Двигательная активность должна быть организована так, чтобы предотвратить гиподинамию и в то же время не приводить к переутомлению.

Рациональная организация  урока.
Факторами  урока является:
-плотность уроков - не менее 60 %;
-количество видов учебной деятельности - 4-7;
-средняя продолжительность различных видов учебной деятельности - не более 10 минут;
-частота чередования различных видов учебной деятельности - смена не позже, чем через 7-10 мин.;
-количество видов преподавания - не менее 3-х;
-чередование видов преподавания – не позже, чем через 10-15 мин.;
-наличие эмоциональных разрядок - 2-3;
-место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами;
-чередование позы – поза чередуется в соответствии с видом работы;
-наличие, место и содержание, продолжительность физкультминуток – на 20 и 35 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
-психологический климат – положительные эмоции;

3. Рациональная организация общего режима для уч-ся:
-нельзя допускать увеличения времени на занятия в УЗ.

4. Необходимо провести экспертизу здоровьесберегающей деятельности ОУ.
Руководителям УЗ необходимо умело решать вопросы, связанные с экспертизой учебных планов, программ, технологий с точки зрения их влияния на состояние здоровья.
Качественно проведенная экспертиза позволяет своевременно отметить  их неблагоприятное воздействие на здоровье  и повысить эффективность учебного процесса.

Внедрение здоровьесберегающих технологий останется безрезультативным, если не будут выполнены следующие условия:
1). Уч-ся не будут перегружены большим объемом домашних заданий ;
2). Изучение предметов, включенных в учебные планы не должно подрывать здоровье детей, а  педагогические технологии  должны способствовать такой  организации учебного процесса, чтобы  учащиеся успешно развивались как психически, так и физически.