Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Психологическая служба в сети Интернет

Обновлено 10.03.2012 19:34

В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывают возможности, которые не были доступны ранее. Лет десять назад никто не мог подумать, что мы будем искать друзей в «Одноклассниках» или «Вконтакте», вести персональные блоги, общаться через Интернет, писать друг другу электронные письма, смотреть в Интернете видео, ходить за покупками в Интернет–магазины, совместно работать, находясь в разных уголках земного шара.

Сейчас это реальность. Современные Интернет-сервисы активно используются педагогами, родителями и учащимися. Появилось даже понятие «Образование 2.0» (по аналогии с «web 2.0»), основанное на использовании в образовательном процессе социальных Интернет-сервисов. Эти инструменты открывают огромные возможности для работы психолога с целевыми группами, при условии конечно, если знать и уметь этим пользоваться.

Сегодня практически любое образовательное учреждение имеет собственное представительство в глобальной сети Интернет. Многие учреждения «строят» не просто сайты-визитки, а заказывают полноценные социальные порталы с блогами и форумами, системами комментирования и опросами, где учащиеся, родители и педагоги получают возможность активно взаимодействовать с представителями заведения и друг с другом.

Использование социальных сервисов Интернет в работе психолога позволяет:
•    сделать его деятельность видимой для родителей, педагогов за счет оперативности освещения и обеспечения прозрачности работы психолога;
•    повысить оперативность реагирования на запросы;
•    повысить доступность психологических услуг;
•    сократить время на обработку результатов анкетирования, за счет Интернет–анкетирования;
•    обеспечить системную поддержку учащихся с особыми образовательными потребностями, детей обучающихся в форме экстерната, домашнего обучения;
•    предоставить родителям, педагогам достаточное количество просветительских ресурсов по воспитанию, обучению, развитию, которые они могут использовать в удобное для них время;
•    организовать дистанционное просвещение и обучение, которое не привязано к конкретному времени и месту;
•    на новом уровне выстроить систему совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса;
•    получить новые инструменты отслеживания эффективности деятельности психолога за счет использования статистики сайта, анализа сетевых продуктов деятельности родителей, сетевых анкет.

Что же побуждает клиента общаться через компьютер? На наш взгляд, это могут быть разные факторы, но чаще всего боязнь и нерешительность обратиться к живому человеку, раскрыться перед ним, попросить помощи, рассказать что-то очень личное. Бывает, что клиент просто физически не способен взаимодействовать с психологом каким-либо другим способом. Консультации психолога он-лайн становятся доступны инвалидам, пожилым и тяжело больным людям, молодым матерям и просто домоседам.

Чаще всего процесс консультирования происходит путем переписки между психологом и клиентом. Как вариант, это может быть общение по электронной почте, посредством служб мгновенного обмена сообщений (ICQ, mail.ru agent) или в чатах-конференциях (jabber).  

Кроме того, может использоваться сервис личных сообщений на различных Интернет порталах и форумах. В последнее время все большее распространение получает голосовая и видео связь – Skype, практикуется организация вебинаров.

Если мы поставим себя на место потенциального клиента, то, с точки зрения эффективности, какую же информацию на сайте учебного заведения мы хотели бы увидеть? На наш взгляд, это, прежде всего информация о самом психологе: фамилия, имя и отчество, образование, должность, область профессиональных интересов или спектр предоставляемых услуг, время работы и контактная информация.     Достаточно важна для потенциального клиента и фотография самого психолога.

Должны быть четко установлены правила он-лайн взаимодействия с психологом и предложены варианты способа связи. Чаще всего на различных психологических сайтах используется форма обратной связи или же просто указывается адрес электронной почты.

К сожалению, Интернет – это далеко не всегда безопасная среда и размещая собственный email на всеобщее обозрение, психолог рискует быть «засыпанным» спамом или получить взломанный почтовый ящик с потерей конфиденциальной информации.

Вероятно, лучшим вариантом связи с психологом, может стать система индивидуальных (livechat) и групповых (jabber-конференции) чатов. В первом случае на компьютере клиента не требуется никакого дополнительного программного обеспечения и учетных записей, а все взаимодействие осуществляется непосредственно через браузер. Во втором случае психолог (или несколько) может работать сразу с группой клиентов.

Если консультации психолога платные, то непременно должно быть уведомление о способах оплаты и стоимости услуг.
Так же может быть размещена небольшая помощь в виде наиболее частых вопросов и ответов:
•    Конфиденциальна ли переписка он-лайн?
•    Может ли консультация он-лайн стать заменой очной психологической консультации?
•    Как скоро придет ответ психолога на мое письмо?
•    Может ли письмо остаться без ответа и т.д.

Вниманию клиента может быть также представлена и другая полезная информация: это могут быть адреса и телефоны служб круглосуточной психологической помощи, телефоны доверия. Так же на сайте могут быть размещены памятки для родителей, учащихся и педагогов, тематические статьи, авторские публикации.

Присутствие новостного контента придаст потенциальному клиенту ощущение активности психологической службы и, возможно, послужит дополнительным стимулом к обращению.
В поисках эффективной организации веб-представительства посмотрим на популярные психологические порталы. Например, на сайте «Психологический навигатор - www.psynavigator.ru» практикуется консультирование по электронной почте и при помощи Skype. Есть список психологов-консультантов и сфера их профессиональных интересов.     На сайте www.Psyhelper.com размещена форма связи, которую можно использовать, чтобы задать свой вопрос психологу. Там же можно принять участие в обсуждении различных проблем и дать совет.     При регистрации на сайте «Частная беседа - www.besedach.com для потенциального клиента будет открыт личный кабинет, где так же можно получить он-лайн консультацию психолога и записаться на очную консультацию.

В итоге, можно выделить несколько общих информационных и интерактивных блоков:
1)    Персональные данные педагога-психолога;
2)    Форма обратной связи;
3)    Справочная информация;
4)    Публикации;
5)    Файловый архив;
6)    Блок опроса.

Для сайта образовательного учреждения этого, как нам кажется, достаточно. Желающие могут взять на себя дополнительно:
7)    отвественность модерирования тематического раздела на форуме учреждения;
8)    ведения персонального блога.

Регулярное обновление сайта, его дополнение и взаимодействие психолога и клиента  любым доступным ему способом связи будет выступать гарантом эффективности психологического представительства в сети Интернет.

Материал не претендует на полноту и истину в последней инстанции, являясь лишь субъективной точкой зрения. Его следует расценивать скорее как размышления и обмен опытом в построении веб-представительства психологической службы образовательного учреждения.