Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Практико-ориентированное обучение, как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов

Обновлено 07.11.2016 11:56

Андреева Л. Л., преподаватель дисциплин профессионального цикла Новочебоксарский политехнический техникум Минобразования Чувашии

Аннотация
В данной статье рассмотрены основы практико-ориентированного обучения при изучении дисциплин профессионального цикла, вопросы повышения практико-ориентированного содержания изучаемого материала, участие работодателей в обучении.

Ключевые слова: ФГОС, практико-ориентированный подход, практико-ориентированная технология, профессиональная компетентность, работодатели.

Разработка и внедрение профессиональных образовательных стандартов нового поколения требует от системы профессионального образования совершенствования современных педагогических технологий, их более активное использование и применение на учебных занятиях с целью формирования профессиональных и общих компетенций будущих специалистов и рабочих.

При реализации ФГОС одним из важнейших направлений педагога является практико-ориентированный подход, направленный на формирование личностной и профессиональной компетенции будущего специалиста.
Изменения в характере образования ориентируют на самостоятельность, конкурентоспособность, свободное развитие человека, творческую инициативу, высокую культуру, мобильность, что требует качественного, нового подхода к формированию будущего профессионала.

Модель практико-ориентированного специалиста включает:
·профессиональную компетентность;
·готовность к профессиональной деятельности;
·личностные качества.

Использование практико-ориентированных технологий в изучении дисциплин профессионального цикла изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности. Мною активно применяются кейс технология, модульная и проектная технологии. Меняются приоритеты усвоения готовых знаний на самостоятельную, активную, познавательную деятельность каждого студента, с учетом его особенностей и возможностей. Реализуя эти технологии, меняю подход к процессу обучения и отношение к студенту. Он осознает, что в образовательном процессе студент является центральной фигурой; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными. Размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание, имеют значение для развития личности студента.

Практико-ориентированное обучение предполагает:
•освоение студентами образовательной программы не только в кабинетах, но и в мастерских техникум.
•практическая деятельность по осваиваемой профессии с участием профессионалов этой деятельности.

Содержание практико - ориентированного обучения:
•теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.
•практическая часть: практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика.
•самостоятельная работа: курсовое и дипломное проектирование, исследовательская работа.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

Происходит изменение роли преподавателя от позиции транслятора знаний к позиции тьюторства.
В рамках реализации практико-ориентированной технологии разрабатываю методические рекомендации и указания для самостоятельной работы студентов, заданий разного уровня, задания с производственными ситуациями;
Я не даю готовые решения, а являюсь консультантом, организатором различных видов деятельности студента, сопроводителем при формировании определенных компетенций, руководителем и куратором работ, определителем цели. Оценивание знаний осуществляется совместно со студентами.

Организую различные формы сотрудничества с работодателями:
•тематические встречи со специалистами;
•защита письменных экзаменационных работ при участии работодателей;
•экскурсии в лаборатории и встречи со специалистами;
•подготовка студентов к конкурсам профессионального мастерства.

Таким образом, пришла к выводу, что только практико-ориентированные технологии способствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

Список использованных источников
1.Практико ориентированный подход к подготовке специалистов. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie
2.Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения. http://www.tgc.ru.