Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Интегрированный урок, как основа целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире

Архипова С.Ю., преподаватель химии и биологии
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Аннотация
Проблема интеграции обучения актуальна и продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к образованию, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Она направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
В данной статье изложена информация о проведении интегрированных уроков.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, межпредметные связи.

Интегрированный урок это:
Один из путей развития творчества в процессе обучения в СПО;
Эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требуемой синтеза знаний из разных наук;
Уроки, необычные по замыслу, организации и методике проведения.
Актуальность. В настоящее время одним из критериев выпускника является высокий уровень знаний. Для этого необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.
Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса с целью развития у выпускников умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов. Многие из этих задач решает методика внедрения интегрированных.

Интегрированные уроки имеют ряд отличий:
Спецификой учебного материала;
Предметом анализа являются многоплановые объекты, информация о которых содержится в разных учебных дисциплинах;
Педагогам необходимо находить точки соприкосновения между предметами;
Требуется кропотливая работа по отбору содержания материала урока.
Являюсь преподавателем химии и биологии. Поэтому не составляет большого труда интегрировать такие предметы как биология, экология, география, химия.

При проведении интегрированных уроков к педагогам предъявляют с более высокие требования:
Владеть содержанием своего предмета, чтобы целенаправленно отбирать то, что необходимо изучить по определенной теме;
Хорошо знать материал учебного предмета с которым предполагается интеграция;
Уметь создавать для себя единую картину мира;
Иметь широкий кругозор;
Развивать способности к поиску более совершенных приемов обучения.

Студентам в процессе обучения необходимо овладеть рядом сложных умений:
Анализировать исходную ситуацию;
Выделять проблему;
Выдвигать гипотезу;
Делать выводы.

Для проведения интегрированных уроков заранее провожу предварительную работу:
определяю объекты для изучения;
тщательно отбираю содержание уроков;
 подготавливаю творческие задания для студентов;
использую метод проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности студентов;
сочетаю групповые и индивидуальные формы работы с учетом психологических и возрастных особенностей студентов.

На интегрированных уроках групповая форма работы является главной. Студенты на таких уроках:
Приобретают навыки конструктивного общения;
Стремятся проявить индивидуальные способности;
Каждый участник группы имеет возможность высказать свою точку зрения;
Студент – руководитель развивает навыки организатора;
В группе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
 логической взаимообусловленностью,
взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
 большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При подготовке интегрированных уроков я придерживаюсь следующей методики:
определяю по учебным программам тему, группу, время для возможных интегрированных уроков;
разрабатываю структуру урока с указанием точного времени на каждый этап, логических подходов между этапами урока;
заранее готовлю кабинет к уроку (доска, ТСО, наглядность, раздаточный материал и т.д.);

Мои интегрированные уроки состоят из трех этапов:
Первый этап работы - подготовительный
Планирование урока.
Организация творческой группы.
Конструирование содержания урока.
Второй этап подготовки и проведения урока (основной) исполнительский.
В заключительной части урока происходит обобщение полученных знаний на уроке и подведение итогов в форме рассуждений студентов, с формулировкой четких выводов.
Третий этап - рефлексивный

Мною разработаны более 10 интегрированных уроков. Особенно удачные, на мой взгляд, проведены открытые интегрированные уроки на темы: «Нефть - природный источник углеводородов», «Трагедия Чернобыля» где показала интеграцию предметов химии, биологии, экологии, географии.

Заключение
В ходе подготовки и проведении интегрированных уроков, пришла к выводу, что процесс интеграции - это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей.
Злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. - М.:Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002
2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Просвещение. - 2006 г.