Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Метод проектов как способ организации исследовательской и творческой работы студентов

Обновлено 07.11.2016 12:12

Л.В.Васина
Новочебоксарский политехнический техникум Минобразования Чувашии, г. Новочебоксарск.

Аннотация.
Современные педагогические технологии, такие как проектная методика, помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению. Работа над проектом формирует у студентов мотивацию к изучению английского языка, расширяет кругозор студента.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, проектная методика, активные приемы обучения.

В настоящее время в связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования, результатом освоения программы обучения является формирование у выпускника комплекса компетенций общекультурной и профессиональной направленности.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

Активными приемами обучения являются ролевые и деловые игры, творческие проекты, работа с источниками. Опыт включения в занятия по английскому языку таких технологий обучения доказывает их эффективность.
Проектная методика помогает преподавателю формировать у студентов мышление высокого уровня, грамотно представлять результаты выполненных исследований.

Метод проектов это комплексный метод. В современном понимании к проектам относятся строительство пирамид в Египте, Великой китайской стены в Китае, морская экспедиция Колумба, создание нового учебника, разработка нового оборудования, подготовка спектакля, полет на Луну, и т.п.
В процессе обучения английскому языку применяю несколько видов проектов:
- информационные
- исследовательские
-творческие
- проекты на решение проблем и т.п.

Во время занятий (грамматика, страноведение, специальные тексты по электротехнике, автомобильному делу, для парикмахеров, поваров) стараюсь ставить проблемные вопросы, чтобы студенты развивали мыслительные умения более высокого уровня, позволяющие глубже понимать факты, анализировать их и делать хорошо обоснованные выводы. Это вопросы типа «почему, каким образом, как, зачем, что?» (Например: Каким образом вырабатывается электрический ток на электростанции?, Почему Бабидж не мог собрать свой компьютер?, и т.п.)

При изучении темы «Наш техникум» (2 курс) даю творческое задание провести экскурсию по техникуму, используя проектную методику. Эту творческую задачу студенты выполняют с выдумкой, творческим энтузиазмом, используют свои знания по теме подготовив видеофильм о техникуме, осуществляют защиту своих творческих проектов.
Из кружковой работы складываются различные проекты. Например увлечение одного из студентов (3 курс) песенной рок группой переросло в исследовательскую работу о значимости этой группы в современной музыкальной культуре и вылилось в открытый урок, внеклассное мероприятие и научно-исследовательскую работу на межрегиональную научно-практическую конференцию учащейся молодежи « Юность большой Волги».

Метод проектов использую также при подготовке внеклассных мероприятий. Например, к 50-летию полета Гагарина, к 50-летию выхода Леонова в космос, «Моя будущая профессия», при проведении Недели иностранных языков в техникуме презентации на тему «Рождество» выполнены и подготовлены творческие проекты. Подобные творческие проекты преобразовываются в научно-исследовательские проекты, с которыми студенты техникума участвовали в научно-практических конференциях.

Преподавателю принадлежит руководящая роль в организации и управлении всей познавательной деятельностью студентов при использовании метода проектов, особенно на первых порах, пока они ещё не в полной мере его освоили. (Иногда студенты преувеличивают свои возможности и выбирают защиту проекта, который им не под силу осуществить)
Здесь необходимо разработать алгоритм действий. Прежде всего, необходимо поставить задачу (вопрос).
«Знак вопроса – это крючок, на который ловятся идеи»
Рассмотрим алгоритм методического обеспечения проекта по теме «Исследование космического пространства» (рабочее название «Первые»)
Основополагающий вопрос: (н-р) Почему мы изучаем космическое пространство?
Проблемный вопрос: Могли бы мы не участвовать в изучении космического пространства?
Учебные предметы, связанные с этой темой:
- английский язык, физика, астрономия, математика, история
Компетентность в области решения проблем это способность студента использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, когда способ решения нельзя определить с первого взгляда. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в одной из них.

Дидактические цели проекта:
Формирование знаний о научно-техническом прогрессе нашей страны
Приобретение навыков работы с большими объемами информации
Формирование навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в команде
Формирование умений видеть проблему и намечать пути её решения

Методические задачи:
Освоить методику представления проекта
Научить студентов добывать, обобщать и применять информацию из различных источников
Сформировать у студентов навыки самостоятельной исследовательской работы
Научить студентов пользоваться программами PowerPoint и MovieMaker

Темы самостоятельных исследований:
Развитие космической науки в нашей стране
Первые ученые, разработавшие космические аппараты (Циолковский, Королёв)
Первый искусственный спутник земли
Первый полет человека в космос
Первый групповой полет
Первый выход человека в космос
Первая в мире женщина-космонавт
Первый космонавт ЧР и т.п.

Этапы и сроки проведения проекта

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Предъявление творческого задания

( организационное занятие)

 Индивидуальная работа (формирование гипотез).

Консультации по работе над проектом.

 Работа в группах (обсуждение и выбор оптимального варианта гипотезы) –первая неделя.
Консультации по работе над проектом( во внеурочное время).

 Обсуждение плана работы в группе и 

возможных источников информации.

Организация защиты проекта

Самостоятельная работа по выполнению задания (в библиотеке, дома и т.д.) – две недели.
Подготовка презентации-отчета (на домашнем компьютере или в компьютерном классе НПТ) – одна неделя.

Защита гипотезы перед группой (по завершении работы над проектом).

Организация защиты проекта Самостоятельная работа по выполнению задания (в библиотеке, дома и т.д.) – две недели.
Подготовка презентации-отчета (на домашнем компьютере или в компьютерном классе НПТ) – одна неделя.
Защита гипотезы перед группой (по завершении работы над проектом).

При работе над проектом могут быть такие материалы:
Для преподавателя:
• визитная карточка проекта
•план поэтапной самостоятельной работы над проектом для студентов
• лист планирования презентации проекта
Для студентов:
-мультимедийная презентация
-буклет
-изготовленный макет
-критерий оценки работы над проектом
-пригласительный билет на презентацию проекта
Постановка проблемы и поиск путей ее решения и размышлений над полученными результатами являются лучшими способами достижения основной цели – интеллектуального развития личности, формирования умения работать с информацией.
Сущность метода проектов – применение полученных результатов исследования, поиск решения поставленной проблемы в конкретной практической деятельности, в создании определенного «продукта». Это дает возможность человеку осмыслить значимость теоретических знаний, формирует его способность к разрешению возникающих проблемных ситуаций.
Метод проектов, если он грамотно применяется, как раз и дает возможность «развернуть» проблему, рассмотреть ее со всех точек зрения, привлекая знания, информацию из разных областей, применить полученные результаты в реальном продукте деятельности.

Литература:
1.Intel* «Обучение для будущего» (При поддержкеMicrosoft*) Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2006. ISBN 5-7502-0090-6
2.Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования»