Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кейс-технология на уроке литературы. Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Обновлено 18.12.2017 10:47

Эпиграф: Так и рвётся душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой.
А. Кольцов.

Цель урока: выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа?

Задачи:
- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;
- способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;
- формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.
Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)
Контингент обучаемых: обучающиеся 1 курса
Количество: 15-20 человек
Время: 45 минут

Автор разработки: Самоварова Т.В., преподаватель русского языка и литературы

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2. Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.
Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.
(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:
Есть женщины в русских селеньях
С покойною важностью лиц.
С красивою силой движенья.
С походкой, со взглядом цариц.
А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).
Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

2.2. Введение в ситуацию.
Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:
1) вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;
2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;
3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации
После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:
анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;
выработка различных способов действия в данной ситуации — альтернатив;
выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».
Вопросы для обсуждения.
1. Какая проблема затрагивается в пьесе?
2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
3. Достоин ли Борис Катерины, её любви?
4. В чем сила и слабость характера Катерины?
5. Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.
Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.
Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.
(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:
Есть женщины в русских селеньях
С покойною важностью лиц.
С красивою силой движенья.
С походкой, со взглядом цариц.
А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).
Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».
Тема нашего урока «Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Цель урока: выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.
Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:
Так и рвётся душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой.
А. Кольцов.
Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ
«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
- Как вы понимаете эти слова?
(Ответы студентов).
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?
Для того чтобы выяснить это, вы будете работать в группах.
На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какая проблема затрагивается в пьесе?
2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
3. Достоин ли Борис Катерины, её любви?
4. В чем сила и слабость характера Катерины?
5. Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?
Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.
Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.
Так и рвётся душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой.
- Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?
(Ответы студентов).
Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.
- Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?
(Ответы студентов).
В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
Звучит романс «Любовь - волшебная страна»
2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

Приложение 1.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ
А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»
(Краткое содержание)
События пьесы происходят в 19 веке, в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из Москвы в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.
Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.
Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.
Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.
Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.
Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.
Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.
Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.
Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

Приложение 2.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Какая проблема затрагивается в пьесе?
2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
3. Достоин ли Борис Катерины, её любви?
4. В чем сила и слабость характера Катерины?
5. Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?