Версия для слабовидящихnpu-15+7 (8352) 73-87-30Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРАВУ "МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ"

Обновлено 15.05.2018 14:15

Разработчик: Петрова И. Н., педагог-библиотекарь, преподаватель истории и права
Новочебоксарский политехнический техникум Минобразования Чувашской Республики

Методическая тема внеклассного мероприятия - интерактивное обучение в системе правового образования, на примере проведения практического занятия в виде групповой, командной игры.
Цель мероприятия - представить урок-игру, как вид интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях в системе правового образования обучающихся.

Для этого решаются следующие задачи: ознакомить, представить опыт применения, продемонстрировать возможности урока-игры во внеурочном занятии.
Актуальностью данной темы является то, что важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в образовательном процессе.
Решаемая проблема состоит в низком качестве правового образования у обучающихся. Интерактивные технологии позволяют обучающимся не только приобрести знания, но и развивать способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в правовой сфере.
Практическая значимость применяемого мной интерактивного обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Приобретаются умения работы с документами и различными источниками информации.
Какие ожидаемые результаты мы хотим получить, используя данный метод обучения:
- для студентов
1.Познавательные: закрепят знания по правовой теме через игру.
2. Регулятивные: приобретут навыки самоконтроля, волевой саморегуляции (контроль поведения).
3. Коммуникативные: приобретут умения вести себя в процессе группового взаимодействия, сотрудничества.
4. Личностные: научатся использовать полученную информацию, связывая ее с жизнью.
- для педагога
1. Мотивационно-волевой: желание работать с детьми с использованием полученных форм и методов работы.
2. Функциональный: приобретут знания и умения, для использования на своих уроках и внеклассных занятиях.
3. Коммуникативный: приобретут умения организовать мероприятия, в соответствии с правилами применения интерактивной технологии.
Вывод: Правовое просвещение подростков должно способствовать формирова¬нию у них специфического правового понятийного аппарата, при помощи ко¬торого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Наличие такого понятийного аппарата позволяет раз¬вить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний.
Цели мероприятия для обучающихся:
• формирование правовой грамотности подростков;
• закрепление содержательной разницы понятий "права" и "обязанности" гражданина;
• практическое закрепление правовых знаний.
Методическое оснащение мероприятия:
• Конституция РФ;
• карточки красного цвета (по числу команд);
• 4 конверта с высказываниями о детстве для конкурса "Точка зрения";
• видеоролик «Права и обязанности»;
• видеоролик «Конституция РФ»;
• презентация «Мои права и обязанности».
Участники мероприятия: студенты техникума.
Подготовительный этап мероприятия: участники разбиваются на 4 команды и занимают места. На столах – Конституция РФ. Команды соревнуются в нескольких конкурсах. Жюри (из числа приглашенных) следит за игрой, оценивает общую работу обучающихся, подсчитывает количество правильных ответов и полученных командой баллов, и вносит в таблицу «Карта результатов».
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня целью нашей встречи является вспомнить свои права и обязанности в рамках правового поля. Вы все ежедневно слышите «я имею право», «я обязан», но правильно ли вы понимаете смысл и значение этих выражений. Сегодня мы узнаем, на сколько вы грамотны в области знаний права и подробнее ознакомимся с ним. А сейчас ликбез по праву, вспомним, что же входит в наши права и обязанности граждан. (смотрим презентацию «Мои права и обязанности»)
Ведущий: Как было раньше сказано, именно гражданское, демократическое общество имеет основной закон, который определяет социальную, политическую и правовую основу жизни этого общества. Вспомним, как называется этот документ? (Конституция)
Так давайте, по подробнее ознакомимся с нашей Конституцией Российской Федерации, с ее историей и основными статьями закона Конституции. (смотрим видеоролик «Конституция РФ»)

Ведущий: Мы сейчас вспомнили наши права и обязанности граждан Российской Федерации. И сейчас мы с вами проведем три конкурса, это «Правовой статус», «Правовой выбор» и «Точка зрения». Которые покажут, на сколько, вы уяснили весь прошедший материал.
Конкурс «Правовой статус»
Участникам предлагается ответить на вопросы. За правильный ответ начисляется 1 балл. Команда, у которой готов ответ, поднимает красную карточку. Отвечает та команда, которая первой подняла карточку.
Вопросы для конкурса "Правовой статус":
С какого возраста:
1. Ребенок становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права? (18 лет)
2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство)? (16 лет)
3. Несет уголовную ответственность за любые преступления? (18 лет)
4. Несет административную ответственность за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) - в общем порядке? (16 лет)
5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняет ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 ч)? (16 лет)
6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора? (16 лет)
7. Имеет право управлять мопедом при движении на дорогах?
(16 лет)
8. Может быть членом кооператива, акционерного общества?
(16 лет)
9. Имеет право на получение паспорта? (14 лет)
10. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительной причины? (16 лет)
11. Имеет право устроиться на работу с согласия профсоюзного органа предприятия? (15 лет)
12. Может вступать в молодежные общественные объединения? (14лет)
13. Несет имущественную ответственность по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда? (14 лет)
14. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (кража, убийство, разбой, вымогательство)? (14 лет)
15. Имеет право управлять велосипедом при движении на дорогах? (14 лет)
16. Допускается устройство на работу (легкий труд не более 4 ч в день) с согласия одного из родителей? (14 лет)
17. Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими? (14 лет)
18. Может осуществлять права автора, охраняющего результаты своей интеллектуальной деятельности? (14 лет)
19. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами? (14 лет)
20. Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)? (14 лет)
21. Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями? (14 лет)
22. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (10 лет)
23. Выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода? (10 лет)
24. Дает согласие на изменение имени или фамилии? (10 лет)
25. Приобретает право на гражданство? (С момента рождения)

Конкурс "Правовой выбор"
Командам предлагается сделать правовой выбор в различных жизненных ситуациях. Каждый вариант оценивается по 5-балльной системе. В конце обсуждения педагог обобщает высказывания обучающихся, используя предложенные комментарии специалистов.

Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин и начинают оскорблять. Хулиганы обзывают ваших друзей, угрожают словесно. Но превосходство в физической силе явно на вашей стороне. Каковы ваши действия?

Комментарий юриста:
Единственное правильное решение по закону - отправить одного из ребят за полицией и попросить защиты. Но данные действия, к сожалению, не всегда возможны. Поэтому главное - не начинать драку первыми, поскольку в дальнейшем это будет квалифицировано как хулиганство [ст. 231 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)]. А если при этом мужчины (или один из них) получат телесные повреждения (независимо от степени тяжести) - это будет поводом для привлечения виновных к уголовной ответственности по иным статьям УК РФ. Реального лишения свободы, скорее всего, не будет, но даже простая судимость еще ничью жизнь не украсила.
Лучше всего дать словесный отпор. Но, конечно, вести себя следует тактично.
Если же мужчины, не вняв словам, первыми начинают драку, защищаться можно и нужно. Главное - не переборщить, чтобы ваши действия не были квалифицированы как превышение необходимой обороны. "Добивать" хулиганов, вымещать на них злость кулаками не нужно. Достаточно лишь показать им силовое превосходство.

Комментарий педагога:
Чтобы не оказаться в роли хулиганов, нельзя вступать в конфликт. Необходимо найти свидетелей, привлечь внимание окружающих и вызвать полицию.
Комментарий психолога:
В данной ситуации необходимо определить заводилу хулиганов и, обращаясь непосредственно к нему, в жесткой форме указать на недопустимость оскорблений.
Важно привлечь его внимание к тому, что у вас превосходство в силе, всем видом показывать спокойствие и уверенность. В дальнейшем старайтесь не провоцировать обидчиков и дайте хулиганам возможность удалиться, не обращая внимания на возможные комментарии с их стороны.
В критической ситуации, если вашему здоровью угрожает опасность, вы вправе дать адекватный физический отпор.

Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять уроки на следующий день, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить уроки, к тому же вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать. Как вы поступите в данной ситуации?

Комментарий юриста:
С детских лет необходимо готовить себя к взрослой жизни, в которой не всегда и не все складывается так, как мы того хотим. Для любого человека, считающего себя взрослым, чувство долга является первостепенным.
В каждой школе есть правила поведения обучающихся и школьный устав, которые обязывают каждого ученика посещать все уроки и никогда не пропускать их без уважительной причины. Просмотр нового фильма, несомненно, не является такой причиной, поэтому друзьям необходимо тактично отказать. Это будет хорошей тренировкой чувства долга, которое позволит вам многого добиться во взрослой жизни.
Настоящие друзья вас всегда поймут, а если не поймут - это не друзья, и держаться за них не стоит.
Комментарий педагога:
Предложите друзьям пойти на более поздний сеанс, чтобы не прогуливать уроки, или посмотреть фильм в выходной день.
Комментарий психолога:
Принимая решение, вы должны исходить из своих личных интересов, конкретной ситуации в семье и школе и понимать, что ответственность за этот поступок друзья с вами не разделят.
Возможно, лучшим решением будет убедить друзей, что вам всем не нужны такие сложности. А вы с радостью пойдете на фильм в выходной день.

В вечернее время на остановке спит очень пьяный мужчина. Есть возможность взять из его карманов ценные вещи и остаться незамеченным. Как вы поступите в данной ситуации?

Комментарий юриста:
Чужое имущество без разрешения брать нельзя никогда. Это противозаконно. Действия, описанные выше, будут квалифицированы как кража, т. е. тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ), что грозит виновному лишением свободы на срок до одного года.
В данной ситуации необходимо вызвать полицейских, чтобы они увезли мужчину в отделение.
Можно обратиться за помощью к знакомым взрослым людям: они подскажут, что можно сделать.
Комментарий психолога и педагога:
Важно осознавать, что кражей вы можете перечеркнуть всю свою будущую жизнь. И даже если никто не узнает о случившемся, этот груз будет лежать на ваших плечах. ,
Уважение к собственности других людей - позиция сильного человека!

В выходной день вы с друзьями собрались послушать музыку в дневное время. В соседней квартире проживает молодая семья с маленьким ребенком. Музыка включена достаточно громко. В 14:00 позвонила соседка и попросила уменьшить звук проигрывателя. Как вы поступите в данной ситуации?

Комментарий юриста:
Хотя по закону слушать музыку громко можно до 22:00, надо уважать соседей. К сожалению, не все современные многоэтажные дома построены технологически правильно, и уровень шумоизоляции в них редко соответствует тому, что предусмотрено строительными нормами и правилами. Получается, что даже тот уровень шума, который считается допустимым, порой создает соседям большие проблемы.
Необходимо помнить, что материнство и детство находятся под особой защитой государства, и закон этот необходимо уважать. А потому лучше уменьшить звук, чтобы мама с маленьким ребенком не страдали.
Комментарий психолога и педагога:
Зная, что от громкой музыки страдает маленький ребенок, удовольствия от прослушивания вы не получите. В этой ситуации нравственно правильное решение - сделать звук тише. Соседи скажут вам спасибо за добрый поступок.

Конкурс "Точка зрения"
Участникам предлагается прочитать и проанализировать высказывания о детстве. На рассуждение дается 5 мин. Жюри оценивает последовательность, логичность высказываний и аргументов участников.
Какая точка зрения вам ближе и почему?
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.
(Н.В. Шелгунов, журналист)

Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится подгнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже - свободу.
(И. Кант, философ)

Жюри озвучивает результаты конкурса, завершая их анализом и оценкой действий каждого участника.
Ведущий: Спасибо вам ребята, за активное участие в проведенных конкурсах! И в заключение нашего мероприятия, давайте еще раз вспомним наши права и обязанности детей и граждан своей великой родины России. (смотрим видеоролик «Права и обязанности»)

Скачать презентацию «Мои права и обязанности»

P.S. На основании данного сценария, была проведена в Новочебоксарском политехническом техникуме командная игра «Мои права и обязанности», посвященная Дню Конституции. В ней участвовали учащиеся 9 класса Средней общеобразовательной школы № 9 г. Новочебоксарск «Россияне» и студенты Новочебоксарского политехнического техникума «Студенты». Экспертами конкурса были жюри, которые аргументированно оценивали ответы участников и давали профессиональные ответы на задания конкурса: старший следователь следственного отдела по г. Новочебоксарск, лейтенант юстиции Маркова М. С., педагог-психолог Митюков Р.А., педагог техникума Матузас В.К. В конце мероприятия жюри вынесли заключительный итог и подвели результаты по проведенному конкурсу «Мои права и обязанности» - 1 место заняла команда СОШ № 9 «Россияне», 2 место – студенты техникума «Студенты».